Amn

ESP подробно

В теме 5 сообщений

После того, как во время так называемого теста лося Mercedes А-класса опрокинулся "вверх тормашками", его снабдили системой электронной стабилизации траектории (сокращенно ESP). С тех пор интерес к таким системам настолько возрос, что, можно сказать, стал массовым. Мы сравнили эффективность ESP в шести автомобилях разных классов - от малолитражек до лимузинов класса люкс и спортивных авто.

 

 

 

ESP, как и ABS, сотрудничает с тормозной системой. В критической ситуации она, притормаживая отдельное колесо (либо колеса), стабилизирует автомобиль и удерживает его от "выпадения" с полосы движения.

Эту систему можно считать относительно новым изобретением. Она была совместно разработана Bosch'ем и Mercedes'ом и впервые стала применяться в самых дорогих версиях лимузинов S-класса. В то время никто даже не предполагал, что ESP так быстро возьмут на вооружение автомобили популярных классов. Все произошло почти случайно: во время так называемого теста лося Mercedes A-класса совершил ставшее знаменитым "сальто". С серийного применения ESP в Mercedes'ах А-класса и началось их массовое распространение в автомире. В соответствии с законами экономики, производство большого количества систем стабилизации привело к падению цен, и они из элитарного продукта стали почти массовым.

Количество моделей, в которых находит применение ESP, постоянно расширяется. Сегодня как базовое или дополнительное оборудование ее устанавливают в компактных автомобилях: Mercedes А-класса, Ford Focus, VW Golf и моделях на их базе (New Beetle, Bora, Audi A3 и TT); в лимузинах среднего и высшего классов: Audi, BMW, Volvo S 80 и Mercedes; внедорожнике Mercedes М-класса и даже в спортивном Porsche Carrera.

Вслед за Bosch'ем на рынок вышел еще один производитель - фирма Continental Teves (бывшая ITT Automotive). Она поставляет системы для Golf, Focus, Mercedes M-класса и Volvo S 80. С 2001 года ESP начнет предлагать еще один изготовитель тормозных систем Lucas Varity. Одним из его клиентов наверняка станет Opel, который собирается ставить электронный стабилизатор на модернизированную "Вектру".

Не все производители употребляют название ESP. Например, у BMW эта система называется DSC 3 (Dynamic Stability Control), а у Porsche - PSM (Porsche Stability Management). Однако, независимо от названия, принципы работы (см. врезку "Как это работает") и технические решения всех этих систем имеют много общего. Индивидуальна только настройка ESP. Она зависит от модели и класса автомобиля, концепции его привода, жесткости подвески и даже философии определенной марки. Отсюда различия в моменте начала торможения, времени включения системы и комфорте управления.

Естественно, все эти нюансы можно прочувствовать только на практике. Для наглядности были протестированы шесть автомобилей разных классов и типов с различными концепциями привода.

Малолитражки с передним приводом представляли VW Golf 1.8 и Mercedes A 160. В Mercedes'е ESP является серийным оборудованием, а Golf комплектуется ею за доплату (в Германии 990 DM). Представителями заднеприводных седанов были небольшой BMW 328i и люксовый Mercedes S 430. Компания BMW ставит DSC 3 на модели 320i, 323i и 328i за доплату (у нас около 2000 DM). Возможна также установка системы в машины 5-ой, 7-ой серий и в более мощные версии. У S-класса ESP входит в перечень стандартного оборудования, как и у обоих автомобилей с полным приводом, которые принимали участие в тесте: Рorsche Carrera 4 и Audi A8 4,2 Quattro.

Тесты проходили на испытательном полигоне фирмы Pirelli в Виццоли недалеко от Милана. Заезды проводились по мокрой поверхности - именно в таких условиях чаще всего возникают ситуации, когда необходима активизация ESP, а значит можно объективно сравнить различные варианты работы этой системы.

Сперва автомобили ездили по кругу диаметром 90 метров, поверхность которого равномерно покрыли водой. Так изучалось их поведение во время езды с постоянной скоростью - без внезапного прибавления или сброса газа. Определялась также максимально возможная средняя скорость, с которой данный автомобиль мог ехать, не теряя стабильности движения. На основании этих данных вычисляли и среднее поперечное ускорение.

После, на том же кольце, резкими добавлением или сбросом газа провоцировалась потеря устойчивости автомобиля. Таким способом определяли, помогает ли система ESP справиться с начинающимся заносом испытуемых моделей. Для сравнения те же маневры выполнили отключив ESP (за исключением Mercedes'а А, в котором система активизирована постоянно).

Следующим испытанием был проезд 1,5-километрового тестового отрезка (по мокрой поверхности с включенной и отключеной ESP). Так изучали поведение автомобилей во время ускорения и торможения, в быстрых разворотах и плавных поворотах. Помимо субъективных впечатлений, при определении оценки учитывалась и средняя скорость прохождения отрезка.

На кольцевой трассе самым медленным оказался Mercedes А-класса. Развить большую скорость ему не позволяет довольно раннее вмешательство ESP. В то же время система обеспечивает абсолютно нейтральное поведение автомобиля во время езды и большой резерв безопасности. К сожалению, вмешательство в процесс торможения достаточно резкое и отчетливо ощутимое. Хотя последствия панических маневров объезда или внезапного сброса газа система ESP в Mercedes'е А нивелирует превосходно. Как, впрочем, и системы во всех других тестированных машинах.

Единственным ислючением был Porsche, система PSM в котором позволяет больше сумасбродства. Автомобиль, обладающий врожденной недостаточной поворачиваемостью, срывается в сильно ощущаемый занос прежде, чем система вмешивается в процесс, основательно притормаживая соответствующие колеса. Из таблицы видно, что показатели поперечного ускорения Porsche, как и положено спортсмену, намного больше, чем у других участников теста.

Сравнивая скорости автомобилей на тестовой трассе, можно отметить, что их значения без ESP обычно выше чем при включенных системах. Когда загорается контрольная лампа активизации ESP, система начинает не только притормаживать колеса, но, в случае необходимости, "душит двигатель", вмешиваясь в процесс зажигания и систему впрыска.

Однако, если вы водитель не только со стажем, но и с умением, без ESP вы достигнете более высокой скорости. Особенно на автомобилях с задним приводом и полноприводном Porsche. Для обычных автолюбителей на мокрой поверхности и без ESP такие машины на критических скоростях практически неуправляемы.

Конечно у Golf'а с передним приводом или у Audi A8 с приводом на обе оси проблем с управлением немного и без ESP. BMW 328i и Mercedes S 430 нейтральны и даже слегка недоповорачиваемы, на мокрой поверхности на внезапные изменения нагрузки двигателя реагируют резким заносом задней оси.

Выводы простые: даже если ESP не в состоянии выручить автомобиль из каждого затруднительного положения, то во многих критических ситуациях система помогает водителю, значительно увеличивая безопасность. Она особенно эффективна для заднеприводных автомобилей, с которыми неопытные водители могут иметь проблемы на скользкой дороге. Мы приветствуем широкое распространение ESP, ведь, как известно, лоси чаще всего подстерегают именно "чайников".

 

Вот собственно. Смарта нет, то А класс практически аналог. Да и вообще тут олписан принцип работы.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Езжу на перепрошитой машине, ЕСП отключено програмно. Нравится. :lol:

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Езжу на перепрошитой машине, ЕСП отключено програмно. Нравится. :lol:

У каждого свой вкус, но судя по техническим характеристикам смарту совсем не нужно ничего отключать.
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Погляжу зимой как ты будешь электронику уговаривать вытянуть машину из заноса или из сугроба ...

 

АБС - согласен, нужно и необходимо.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Погляжу зимой как ты будешь электронику уговаривать вытянуть машину из заноса или из сугроба ...

 

АБС - согласен, нужно и необходимо.

У каждого свои методы, я могу легко и непринужденно самолично вытянуть ее за трос, уже попрактиковался, так что мне без разницы, зато на дороге увереннее.
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти