БРАТАН

Без газа, пожалуйста...

В теме 2 сообщения

Десять лет назад широкой публике был представлен «Мерседес-Умник». То ли Штутгарт перемудрил, то ли мир не дорос...

 

Американский проказник Вуди Аллен повадился потешаться над Европой. Казалось, режиссер-классик намертво вколочен в историю киноискусства. Вколочен, манерой влезать в кадр со своим многоэтажным юмором и не вылезать из него до самых титров. Вколочен, занудными мелодрамами. А-нет, стоило Аллену попасть на английскую почву, он словно Дракула помолодел, выскочил из своего образа и всласть покусал старушку-Европу сначала в драме «Матч-пойнт», а потом и в «Сенсации». В той комедии лорд-убивец топил страстную Скарлетт-Йоханссон, и по всем законам жанра на выручку несся герой Вуди Аллена вот только на «смарте». Он так спешил, он так гнал, он так влетал в повороты. Очередное дерево оказалось роковым. Героиня Йоханссон выплыла, герой Аллена - нет. А ведь еще в середине 90-х автомир был заворожен инициативой Daimler-Benz.

 

Солидный штутгартский концерн неожиданно озаботился производством экологической мечты в серийных масштабах да с паневропейскими претензиями. Намерение создать под сенью гиганта отдельный бренд, собирающий независимые технологии, дизайн и производство в образ-малютку вязался с имиджем Mercedes, ещё слабее, чем мордатые Dodge и Jeep.

 

Однако, уже в 1997 году мир увидел 2,5 метровую каракатицу с чувственным радиатором и полуприкрытыми глазами, претендовавшую на приличного клиента.

 

Год спустя предприятие Micro Compact Car AG, принадлежащее Штутгарту на паях с швейцарской часовой фирмой SMH, развернуло во французском городке Амбаш серийное производство «смартов». При весе в 720 кг машина готова была принять ещё 260 кг (т.е. четверых спортивных мужчин, сложенных вчетверо) и при своем 0,6 литровом двигателе в 45 лошадок с ветерком унести их в светлое экологическое завтра. Ветерок получался до 135 км.ч, а двигатель при турбонаддуве развивал 55 лошадей. Позже появилась версия с 0,8-литровым двигателем мощностью в 41 л.с. Но эти далеко не рекордные показатели оттенялись такими мелочами, как уменьшение риска опрокидывания благодаря пониженному центру тяжести, капсулой безопасности Tridion, краш-менеджером, шестиступенчатой коробкой передач с электрическим сцеплением. Слух клиента должно было ласкать травмобезопасное, антиблокировочное, антибуксовочное, его тело - подушки безопасности для водителя и пассажира. Таким образом, машина экипировалась словно швейцарские часы и должна была пониматься не как «дешевка», а как «мерседес».

 

Марка Smart получила такой импульс, что в 1999 году разродилась кабриолетом, а потом и версией Crossblade, которая мордой и правда напоминала бритвенный станок.

 

Вскоре к ним добавился Smart Roadster, явно черпавший вдохновение из мира багги. По соседству с «мерседесами» все это смотрелось довольно дико, и оказалось недешево и не особо востребовано клиентом.

 

На самом деле после поражения во Второй Мировой Германия выехала из разрухи именно на авто-малютках, которые строили вполне солидные фирмы. Так, в 50-х гг. огромными тиражами расходились «изетты» от BMW и «тигрята» от Messeshmitt. В «шзетте» бросалось в глаза, что водителя отделяла от впереди едущей фуры лишь рулевая колонка, совмещенная с открывающейся вперед дверцей. Tiger от Мессесшмитт напоминал планер с обломанными крыльями и сидевших в нем пассажиров прикрывал стеклянный колпак. Но эти изыски сошли с трасс с первыми намеками на процветание. Интересно, о чем думали в Штутгарте? На одном из автосалонов во Франкфурте павильон тогда ещё империи DaimlerChrysler был построен в виде сферы, намекающей на некую Вселенную Mercedes.

 

Действительно в 90-х была предпринята попытка сколотить глобальный автоимперию Daimler-Chrysler-Mitsubishi вокруг которого вращались бы несколько дочерних марок. На одном конце этой Галактики с помпой появился претенциозный Maybach, а на другом конце - амбициозный Smart и кстати c не меньшей помпой. С ними модельный ряд альянса, казалось, закрывал все возможные ниши на американском, европейском и азиатском рынках. Но что-то не сложилось. Последние остатки этой глобальной мечты были секвестированы вместе с Chrysler, но Smart пока жив. Правда, его убытки составили в 2004 году 600 млн. евро долларов. На реструктуризацию предприятия было выделено 1,3 млрд евро, убытки сократили выгнав 600 сотрудников, отказавшись от кабриолетов и родстеров и попытавшись продать оборудование для их выпуска британцам из Project Kimber.

 

Главное орудие выживания «смартов» по-прежнему ставка на умников, для которых слоган «Smart - чемпион в сокращении выбросов CO2» - не пустой звук.

 

Справедливости ради, со «смартом» промахнулись совсем чуть-чуть - бешеный успех Mini, Micro и прочих малышей с люксовыми повадками тому порука. К тому же стиль Smart очень смотрится в атмосфере того же Франкфурта, где дышится как в подмосковном санатории. Сегодня кажется, что в Smart визуально нарушена тектоника. И сколько не оборудуй его системами безопасности и комфорта два ключевых параметра психологии на дороге: «мое авто - моя крепость» и «мое авто-мой диван» в реальных условиях автопотока кажутся нарушенными.

 

Впрочем, когда-то автомобиль начинался именно с малюток. В музеях до сих пор можно увидеть двухместные карликовые кэбы с полулитровым двигателем, которые смело ездили по улицам накануне XX века. А, главное, в Европе есть опыт массового перехода на малютки, характерный для середины прошлого века. Кто его знает на чем Еврокомиссия прикажет выезжать из глобального потепления? Может, и на «сморчках». Только, сдается, спасать девушек с чувственными воздушными губами придется все равно на чем-нибудь с длинным капотом.

 

Александр Андриевский

 

© Газета.ru, http://www.rambler.ru/auto/?id=45784

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти